irina_rm

Categories:

Зулейха открывает глаза…. Зрители прикрывают.

«Зулейха открывает глаза». За последние время, это единственная книга, которая произвела на меня впечатление. Читала и перечитывала. С огромным нетерпением я ждала экранизации. Ну не могли такое произведение оставить без широкого экрана! Такая героиня! 

Вчера посмотрела первую серию. Ну что сказать?  Только одно  – за что?! Что плохого вам сделали читатели? Почему вы так паршиво перенесли материал книги на экран. Я разочарована. Ну как так-то? 

Первая серия очень важна для понимания всего остального, что произойдет с героиней. Название книги очень удачное. Зулейха именно открывает глаза

В своем дома она вещь. Вещь, которую используют постоянно и безжалостно. Ни чего страшного. Умрет, Муртаза новую жену возьмет. От этой-то нет никакого толка.  Нельзя сказать, что Зулейха смирилась со своим положением. Нет. Смирится с чем-то можно в силу обстоятельств. Вот была у тебя любимая бабушка, а теперь она умерла. И ты смиряешься с ее уходом, потому что у тебя остаются воспоминания о ней. Теплые, добрые, смешные. Обстоятельства сложились таким образом, что жизнь бабушки закончилась. Но в жизни Зулейхи нет таких обстоятельств. Ей не с чем смиряться. У нее нет воспоминаний.  Она просто не представляет себе, как может быть по- другому. Не умеющая любить и не знающая, что такое любовь. Рожденная быть прислугой, вещью в доме мужа. Нам авторы фильма не показывают и половины того ужаса, в котором жила Зулейха. Бесконечные физические и моральные издевательства мужа и свекрови. Их обыденность. Так, слегка, чуть задев, прошлись по касательной. Нам не показали усталость от жизни Зулейхи. А ведь в книги она описана очень ярко. И именно этим роман меня и зацепил. Как смогла стать счастливой женщина, жившая в таком аду и принимавшая свою жизнь за хорошую. Раскулачивание служит только фоном в книге. В фильме же раскулачивание выходит на первый план. Причем в самом извращенном виде – виноваты русские (в фильме все коммунисты/большевики исключительно русские, что формирует стойкое негативное восприятие моего народа), хороших татар обидели. В фильме именно раскулачивание является главной темой, и раскрываться она будет через историю Зулейхи. А для меня эта книга прежде всего история перерождения, обретения счастья женщиной.  Зулейха открывает глаза. Зулейха видит мир. Зулейха открывает глаза и у нее есть будущее. В фильме Зулейха навсегда с закрытыми глазами. Она слепа.               

         Адаптация книги разочаровала. Все важные сцены или отсутствуют или смазаны. И игра актеров разочаровала. Казанская область выделяет деньги для съемки фильма об истории края по знаменитому роману, на главную роль приглашается, наверное, лучшая татарская актриса и такое фиаско. Складывается впечатление, что Чулпан устала быть актрисой. Работой над фильмом ее отвлекли от чего-то важного для неё. Пришла, что-то изобразила и торопится вернуться к привычным делам. Настолько надуманы ее позы, движения, и эта суетливость. Совершенно не убедительно показала измученную, забитую, уставшую несчастливую женщину цепляющуюся за жизнь только воспоминаниями о своих умерших дочерях. Слишком сытая для этой роли Хаматова. А уж взгляд… Такое впечатление, что Хаматова брала уроки мастерства от Марии Куликовой, этой деревянной «звезды» современных сериалов. Фу…Бррр…Реалистичен был только Муртаза. Ну и голос свекрухи. Я так и представляла её «Зулейха…. Зулейха, где ты, мокрая курица!».

          Работа костюмеров тоже разочаровала. Мне кажется, что после выхода сериала «Россия молодая»  они взяли и все вымерли. Ну как могут быть так наглажены головные платки? Каким образом, паря свекровь в бане, может оставаться сухой нижняя рубаха Зулейхи? А где вплетенные в косы погремушки? И где нижние штаны татарки? Ну хоть бы одели на Хаматову телесные трусы! Что у Муртазы, что у Зулейхи вся одежда новая. А ведь в ней они, по книге, работают с утра до вечера. Перед выходом фильма постоянно говорили, что консультировались с историками, специалистами. Я не увидела их работу. Татарские историки конечно очень специфичные люди, но уж здесь то могли постараться. Тем более автор романа подробно описывает детали национального костюма и быт семьи Зулейхи до отправки в Казань. И пишет очень органично. Ей веришь. Кажется что не Зулейха, а ты сама надеваешь платок, прячешь под рубахой пастилу.  Да даже запах колбасы ты чувствуешь! А что мы видим в фильме? Ни-че-го. 

Единственное что порадовало, так это музыкальное оформление. И все. Тем, кто не читал книгу, сериал смотреть не рекомендую. Все равно ни чего не поймете. Сама буду смотреть все серии. Надежда умирает последней. Может хоть где-то, хоть как-то, хоть что-то создаст то волшебство книги. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.